(евр. 'ôphanîum — «колёса»), в послебиблейской иудаистической мифологии один из десяти (по другим вариантам - двенадцати) разрядов ангельской иерархии. Образ офанима, формировавшийся в тесной связи с общей символикой круга, восходит к описанию богоявления пророком Иезекиилем. Описываемые здесь таинственные самодвижущиеся колёса с ободьями, полными глаз (Иезек. 1, 15-20; 10, 12- 13), традиционно истолковываемые как символ божественного всеведения и всевидения, в апокрифической книге Еноха предстают как ангелы, окружающие вместе с херувимами и серафимами охваченный вечным огнём хрустальный трон бога; они «не дремлют и охраняют трон его славы» среди тысяч и десятков тысяч других ангелов (71, 7). Раввинистическая традиция помещает омфанимов вместе с серафимами и хайот («жизни») на седьмое небо, где обретаются праведники, святые, ангелы-прислужники и трон славы. Позднейшие предания варьируют лишь место, какое офанимы занимают по отношению к другим ангельским чинам, отводя им обычно второе место после серафимов. Во главе омфанимов ставится ангел Офаниэль, который, однако, от них отделяется и в качестве блюстителя лунного круга вместе с ангелом-хранителем круга солнечного, а также хранителями планет и звёзд помещается ниже семи небес - в т. н. Велоне. Каббалистическая традиция ставит над офанимами наравне с Офаниэлем архангела Рафаила.Токарев, С.А.: Мифы народов мира. Энциклопедия.
О связи четырех животныхс колесами, устройстве офанимов и механизме их движения см. например, А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга пророка Иезекииля.
Метафизически символизм офанима можно рассматривать как «часть годового календарного символизма, изначальный смысл которого в том, чтобы увидеть временное как пространственное, а пространственное — как временное. Видение "колес с очами", «офаним» у Иезекиля относится к этому же символизму» А.Дугин. Метафизика Благой Вести.