ЗМЕИНАЯ ЦЕРКОВЬ

Йыланли килисе
На пространстве между современными Кейсери, Нигде, Гюлышехиром и долиной Ихлара, площадью всего несколько сот квадратных километров, насчитывается более 300 скальных церквей. Только в Ихларе их больше двух десятков. Достаточно людное место, но непонятно – почему именно сюда устремлялись тысячи людей.

Пейзаж долины Ихлара отличается от своеобразных ландшафтов Каппадокии, течение реки здесь пробило в скалистом плато глубокий каньон. В Риме ущелье так и называлось - Перистема (разлом). Первое послание апостола Петра уже упоминает христианскую общину Каппадокии. (1-е Петр 1:1). Во втором столетии здесь в Мелитене размещался XII Легион римской армии. Уроженцем Мелитены является и Св.Георгий Победоносец, почитание которого в Каппадокии не имеет себе равных...
Чем притягивало это ущелье, пробитое в скалах маленькой речушкой Мелендиз?
Возможно, ответ на этот вопрос подскажет военная история – Каппадокия располагалась последовательно на пограничье сначала Римской, а потом – Византийской империи. Эти, ныне тихие и спокойные места, полные покоя и умиротворения, столетиями были местами боевых походов и сражений, военных маршей, пограничных дозоров и застав. Каппадокия и соседние области в центре Малой Азии были местом жительства военных землевладельческих фамилий – акритов, «дворянских гнезд».
В живописной долине сохранился ряд интересных и в историческом, и художественном отношении церквей. Все они вписаны в комплексы, которые, скорее всего были акритскими усадьбами.
Церковь Гиацинтов, Сюмбюлю килисе, Ихлара
Каждая такая усадьба имела план, можно сказать, греческого дома с внутренним двориком, перистилем, триклинием и др, как у греков или персов, и примерно схожий набор помещений, кое-где сохранились и андрономы. Вход в усадьбу, на ассирийский манер, открывался украшенным порталом.
[пейзаж с порталом]
Фасад храма Богородицы в Селиме, район Ихлары
В каждой такой усадьбе была своя церковь. Их строительство началось еще в IV веке. Сейчас они расписаны изображениями, датируемыми примерно IX -XI веками. Можно проследить, как развивались здесь техники росписи и иконографические программы – от простых, но неразгаданных по сей день изображений красным по белому фону, до многоцветных и сложнейших по технике шедевров практически константинопольского искусства. Начиная с XI века колористическая гамма и иконографическая программа становятся более насыщенными; церкви с эмоциональными, тяжеловесными и непропорциональными изображениями с явным сирийским влиянием соседствуют с храмами с легкими умиротворенными образами, созданными под уверенным византийским влиянием.

Все храмы в Ихларе преимущественно небольшие, на одну “роту” плюс чады и домочадцы. Но есть и “императорские”. В этой связи показательны предположения об уникальных изображениях знаменитых византийских полководцев середины X в. магистра Млеха-Мелиаса и Иоанна Цимисхия в сцене триумфа императора Никифора Фоки в росписи пещерной церкви «Большой голубятни» в Чавушин.
Даже если эти предположения неверны, в любом случае - такое обилие святых воинов да и просто воинов на фресках уникально.
Пока еще Ихлара, как и Каппадокия в целом, представляют собой рассыпанный пазл, собрать который пытаются ученые и просто любители всего мира. Занятие очень увлекательное, и каждый может внести свою лепту, может быть, и вы захотите попробовать).