-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »хлара

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2011
«аписей: 22
 омментариев: 21
Ќаписано: 67

ѕерсидское очарование пограничной »хлары

¬оскресенье, 24 јвгуста 2014 г. 15:46 + в цитатник

4558540_ (700x394, 52Kb) ое-что удалось про »хлару разузнать... ћои вопросы, казавшиес€ три года назад "безответными" , нашли свои ответы! ¬ы помните »хлару? “ак вот, многое там оказалось совсем не так, как € раньше думала. Ќаверное, напишу несколько постиков нового ...

—начала о персидском очаровании... ¬ ¬изантии с —асанидами воевали долго – примерно, в общей сложности 120 лет. » не только воевали – общались, обменивались чиновниками, пленными и ремесленниками. » хот€ персы доходили до  онстантинопол€, а византийцы осаждали персидскую столицу  тесифон, сама византийско-персидска€ граница осталась в результате почти прежней, а такие плотные контакты привели ко вполне ожидаемому результату – произошло взаимодействие культур, особенно в пограничных област€х, а это, в свою очередь, стало причиной ориентализации военной, да и всей государственной системы ¬изантии. ѕерсидским стало само воспитание элиты – в первую очередь, военной.

јкриты, своеобразные византийские "казаки"-пограничники, воспитывались в русле древней традиции, сформировавшейс€ в »ране парф€нского и сасанидского периодов. Ёта традици€ восточного "рыцарства" окончательно сложилась в правление династии —асанидов и нашла отражение в «јиннаме» - « ниге установлений», а впоследствии и в «Ўахнаме» ‘ирдоуси. ќбщим в системе восточного «рыцарства» был так называемый «фраханг» у иранцев. Ёта система шести «искусств», приличествующих воину: владение копьем, мечом и щитом, вместе и по раздельности, стрельба из лука, выездка и конное поло.

Ёта персидска€ система воспитани€ воина присутствует и у византийцев. ѕо крайней мере поэт ‘еодор ѕродром в пожелании юному императору јлексею II перечисл€ет именно восточные воинские «искусства». ќ западноевропейских «рыцарских искусствах» речи нет, несмотр€ на тесные контакты ¬изантии с «ападом в XII в. в правление династии  омнинов .

»з ѕерсии в ¬изантию пришло конное поло – τζινκαστεριον, «цинкастерион», човган – значимый атрибут царского быта ¬изантии заимствованный у —асанидов из »рана в IV-VI вв. »менно човган становитс€ любимым сост€занием византийской знати и специфической формой подготовки элитной кавалерии, в рамках этой игры отрабатывались коллективные приемы ведени€ бо€. —амые ранние сохранившиес€ правила этой «рыцарской» игры зафиксированы именно в ѕерсии при династии —асанидов.

1067597_Polo_game_from_poem_Guy_u_Chawgan (450x700, 259Kb)

—асанидский царь ’осров, герой поэмы азербайджанского поэта и мыслител€ Ќизами √€ндже-¬и (ок. 1141 — ок. 1209) «’осров и Ўирин», тоже любил эту игру:

«’осров был рад, что здесь об играх не забыли

’осров сказал Ўирин:«ƒавай-ка погон€ем

 оней! ƒавай-ка в м€ч немного поиграем».

» вот бросают м€ч и клюшку дл€ цар€.

ѕорхает дивный рот, от радости гор€».

—трем€н тогда не использовали, и основные навыки, вырабатывающиес€ в игре - скорость и маневренность,умение "работать в команде" отступали перед элементарным - удержатьс€ в седле, потому что выпавший из седла немедленно попадал в м€сорубку под копыта разгор€ченных коней. »з « абуснаме» известно, что в XI веке «чоуган» по-прежнему занимал очень важное место в системе воспитани€ воинов, вот отрывок, в котором с отеческой обеспокоенностью за безопасность даютс€ наставлени€ в этой опасной игре:

«ќ сын, знай, что восседать на коне и охотитьс€ и играть в чавган - зан€тие дл€ благородных мужей, особенно в юности... ≈сли ты раза два в год развлечешьс€ игрой в чавган, то это € дозволю. Ќо только нужно, чтобы было не слишком много всадников, ибо тогда есть опасность несчасть€. ¬садников должно быть не больше восьми. “ы стой с одного конца майдана, другой на другом конце майдана, а шестеро пусть посреди майдана бьют шар. ≈сли шар прилетит к тебе, ты отбей его и подгони к нему кон€, но в толкотню не кидайс€, чтобы сохранить себ€ от беды, а вместе с тем добитьс€ и своей цели. ¬от как играют в чавган знатные люди».

ѕозднее в XII в. великий грузинский поэт Ўота –уставели сравнивает искусство игры в конное поло с искусством поэзии:

»спытаньем иноходцу служит дальн€€ дорога,

»гроку – удар искусный, если м€ч рассчитан строго.

ƒл€ певца же дело чести – ширь стихов, богатство слога,

он и сам кон€ осадит, увидав, что речь убога.

¬ переводе «аболоцкого опущено название ударного оруди€ этой игры – човгана, клюшки дл€ выбивани€ м€ча.  стати, все клюшки "“ыс€чи и одной ночи" несомненно - от конного поло)))

“€жела€ кавалери€ —асанидов, знаменитые катафракты, оказали решающее вли€ние на развитие т€жЄлой кавалерии у ¬изантии, и позже, до по€влени€ тюркских кавалеристов в јрабском ’алифате, т€жЄла€ кавалери€ арабов также формировалась по образцу сасанидской кавалерии. 

4558540_Katafrakt_v_TageBostan (535x700, 273Kb)

ѕомимо собственно регул€рных полков т€желой кавалерии, 

4558540_Katafrakt_v_TageBostan_2 (464x306, 22Kb)

как в раннем, так и позднем периоде, сасанидские шахи располагали личной дружиной - √вардией Ѕессмертных — ѕуштигбан, в отличие от своих предшественников при јхеменидах, €вл€вшимис€ кавалерийским войском.

ѕри таком мощном сасанидском вли€нии вполне логично предположить, что и декор храмов, и архитектура не избежали этого вли€ни€. ƒействительно, церкви буквально оплетены персидскими орнаментами, и в орнаментах встречаютс€, например, «симарглы».

1067597_02__Agacalti_Kilise (700x466, 348Kb)

» есть храмы, наверное, бывавших в »хларе эскувиторов - элитной маневренной армии – они более классические, и нам привычные.

4558540_03__Suembuelue_Kilise_ (700x466, 271Kb)

—асанидское вли€ние можно увидеть и в «каппадокийском декоре» – своеобразной форме ниш. Ёта форма так называемой «замочной скважины» на персидских дворцах… и в »хларе встречаетс€ повсеместно - в рельефах, барельефах, в форме арок и проходов.

1067597_04__Kemer_Kilise (700x466, 247Kb)

“ак же много общего можно увидеть в закрытых «айванах» – громадных залах с типовым фасадом. ¬от тут - ‘ирузобад, дворец јрдашира. 

1067597_dvorecpraviteljaardashiravfiruzabade (700x525, 116Kb)

¬от дворец ’осрова.

1067597_Dvorec_v_Ktesifone__36_vv__n__e__Obshii_vid_fasada_v_konce_19_v_ (700x462, 90Kb)

и – чтобы сравнить с »хларой.

1067597_05__TakiKisra (700x359, 176Kb)

Ќашлись в »хларе и конюшни - тоже пещерные...

1067597_07__Stable_Selime_Kalesi (700x466, 71Kb)

»нтересно, как иде€, высказанна€ почти наобум, обрастает подтверждени€ми...

(продолжение следует)

ѕо материалам замечательного ученого-византиниста —ерге€ √еоргиевича  ашл€ка. 
 ашл€к —. √. –анневизантийский конный воин. 
 ашл€к —.√. ¬оенна€ система ¬изантийской империи ¬ XI – XII вв. в свете государственных реформ династии  омнинов / —. √.  ашл€к // ¬есн≥к Ѕеларускага дз€ржаунага ун≥верс≥тэта. —еры€ 3: √≥ст. ‘≥лас. ѕс≥хал. ѕал≥тал. —ацы€л. Ёкан. ѕрава. 2003. є 2. —. 11-16.
 ашл€к, —.√. ¬изантийска€ погранична€ дружина / —. √.  ашл€к // Ћ≥стападаҐск≥€ сустрэчы – 5. ѕраблемы старажытнасц≥ ≥ с€рэдн€вечча: «борн≥к артыкулॠпа матэры€лах ћ≥жнароднай навуковай канферэнцы≥ Ґ гонар акадэм≥кॠћ. ћ. Ќ≥кольскага ≥ ”. ћ. ѕерцава (13–14 л≥стапада 2003 г., ћ≥нск) / Ќавук. рэд. ¬. ј. ‘€дос≥к ≥ ≤. ј. ≈ҐтухоҐ. – ћн.: Ѕƒ”, 2005. – C. 133–136
–убрики:  —татьи
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку