-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »хлара

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2011
«аписей: 22
 омментариев: 21
Ќаписано: 67

»хлара. ÷ерковь —в€того √еорги€.  ирк ƒамалти, Kirkdamalti Kilise

—реда, 10 јпрел€ 2013 г. 22:05 + в цитатник

церковь —в.√еорги€

 

фотографии ¬ладимир_Ўкондин
÷ерковь св.√еорги€ XIII в. в долине »хлара в Ѕелисирме. Ёто наиболее поздн€€ по времени возникновени€ церковь в долине »хлара. ¬збиратьс€ к ней нужно по запутанным козьим тропам. «абравшись на высоту около сотни метров по крутому склону, можно заметить следы €ркой живописи в грубо вырубленной нише. Ќиша содержит изображение св€того √еорги€, попирающего чудовище. Ѕелый конь его изображен в благородной иноходи с искусно заплетенным пышным хвостом и изогнутой шеей, но сам √еоргий сохранилс€ лишь во фрагментах оранжевой туники, зеленых сапог, щита и ниспадающей темно-коричневой мантии.
¬от так выгл€дит храм снаружи.

церковь —в.√еорги€

’рам небольшой, но сохранилось много фресок.  ‘рагмент росписи с архангелами.

церковь —в.√еорги€

Ќа своде по центру – ’ристос ¬седержитель. 

ƒолина »хлара

а здесь - ”спение Ѕогородицы

4558540_Georgiya_Yspenie (700x525, 340Kb)

¬ознесение и –асп€тие

церковь —в.√еорги€

јнгелочек с –асп€ти€ очень выразительно в ужасе закрывает глаза рукой.

4558540_Angel_pri_Raspyatii (700x525, 289Kb)

«наменита€ и потр€сающа€ ктиторска€ композици€. —троительство церкви длилось с 1283 по 1295 года, т.е в период властвовани€ сельджуков, военачальником-христианином амирарзесом ¬асилием, служившим в армии султана ћесута II, и “амарой. ќни же и посв€тили ее св€тому √еоргию. [Demir 1992]

јмирарзес изображен в ктиторской композиции предсто€щим св.√еоргию и одетым в халат и тюрбан. Ёта фреска представл€ет собой изображение —в€того √еорги€ в доспехах, покрытого плащом с треугольным щитом в руке, окруженного портретами церковных благотворителей. —лева виден бородатый мужчина, одетый по-турецки в чалму и кафтан, а справа находитс€ женщина в византийском придворном оде€нии, прот€гивающа€ модель храма. Ёто, видимо, подражание императорским портретам из южной галереи —в€той —офии.
‘реска сопровождаетс€ написанным там же по€снением, возвращающим нас в далекое трагическое прошлое. “ам написано: «Ёта наисв€тейша€ церковь, посв€щенна€ св€тому и великому мученику √еоргию, была чудно украшена при содействии, по благой воле и заботе госпожи “амар, здесь изображенной, и ее Ёмира ¬асили€ √иагопоса при благородном и великом —ултане ћасуде и в то врем€, когда господин јндроник правил –оме€ми». 
 

церковь —в.√еорги€

¬ это врем€ на территории  аппадокии с 11 века - уже –умский султанат.  онечно, каппадокийские христиане в конце одиннадцатого века имели все основани€ дл€ пессимизма, но в течение следующего столети€ обсто€тельства их жизни существенно улучшились. ѕо мере того, как султаны в  онье сосредоточили свою власть над јнатолией, они научились ценить таланты своих христианских подданных, все еще составл€вших большинство населени€, и делали все, чтобы защитить их от набегов тюркских кочевых племен. ќбласти, обезлюдевшие во врем€ первых нашествий и миграций, вновь заселились христианами. ≈сли сельджуки в силу темперамента и не были склонны к терпимости, сама жизнь силой заставл€ла их быть толерантными – без этого их государству суждено было погибнуть. ѕравительственна€ терпимость копировалась в низких сло€х общества экзотическим и переменчивым синкретизмом. “урки и греки поклон€лись одним св€тым, обычай крещени€ распространилс€ среди анатолийских мусульман, веривших, что их дети будут болезненными и дурнопахнущими без помазывани€ христианским св€щенником. ќбычаи дервишей Ѕекташи были смесью элементов, производных из ислама, центрально-азиатского шаманизма, иудаизма и христианства.

 
–умский султанат располагалс€ на бывших византийских земл€х, поэтому вынужден был придерживатьс€ толерантности сельджуков к христианскому населению јнатолии, эта "толерантность" приобрела массовый характер в XII веке. ѕринцип веротерпимости был сформулирован в декларации одного из ее правителей:
"ћы не превращаем в рабов народы, которые наход€тс€ под нашим владычеством; мы засел€ем деревни подданными и они труд€тс€ как дл€ себ€, так и дл€ нас." ћда...
 
’ристианское население при сельджуках пользовалось теми же правами и свободами, что и мусульмане, правда, христианам приходилось платить джизью - «налог на веру». ’ристиане сохран€ли организацию своих церквей, свои религиозные институты; греческое население –ума поддерживало очень тесные контакты с  онстантинопольским патриархатом.
 
Ќа этой фреске из-за плохой сохранности написани€ титула ¬асили€ √иагуписа существует два прочтени€ его должности - эмир и амирардзес. ≈сли в толковании мусульманского титула эмир не возникает затруднений, то титул амирардзес несколько экзотичен: веро€тно, это искаженное «амир ардзи». јмир ардзи возглавл€л ведомство, снабжавшее сельджукскую армию ресурсами - продовольствием и рекрутами - и проводившее в ней выплату жаловани€. “аким образом, один из предсто€щих перед покровителем воинов св€тым √еоргием ѕобедоносцем совмещал об€занности «зам. по тылу» и «главного военкома» –умского султаната. —корее всего, ¬асилий √иагупис занималс€ набором христианских наемников, подразделени€ми которых руководили такие же командиры-христиане. —реди последних был, например, будущий император ¬изантии ћихаил VIII ѕалеолог (1224/1225-1282), который, спаса€сь от придворных интриг, одно врем€ находилс€ при дворе румского султана.
 
“еперь про “амар. ≈щЄ более, чем образ христианского вассала сельджукского султана, интригует зрител€ изображение женщины-донатора, «госпожи “амар», им€ которой предшествует имени эмира, принадлежащего к военной элите –умского султаната, то есть она тут главна€.  то эта благочестива€ женщина в одеждах знатной византийской дамы, занимающа€, несомненно, высокое социальное положение, на чьи средства построена и расписана церковь? явл€лась ли она супругой эмира ¬асили€? “екст посв€щени€ и надпись на своде ничего об этом не говор€т. ’от€ женитьба правителей ћалой јзии на христианских принцессах дл€ скреплени€ политических союзов была распространенным €влением. ¬ источниках того времени нередки упоминани€ о византийских и закавказских принцессах, грузинках и арм€нках, наход€щихс€ в гаремах мусульманских правителей. ¬еро€тно, искать стоит все-таки в этом направлении. ј им€ “амар заставл€ет в первую очередь прощупать «грузинский след».
 
ƒействительно, XIII век был времем интенсивных контактов между √рузией и –умским султанатом. “ак, например, в 1224 году, чтобы породнитьс€ с прав€щей в √рузии династией Ѕагратионов, сельджукский принц ћухаммад ћугис уд-ƒин “уркан-шах даже прин€л христианство! «ато в жены он вз€л не кого-нибудь, а саму царицу √рузии –усудан (1194-1245). ќт их несчастливого брака родилась дочь “амар. ¬ 1237 году ее вз€л в жены румский султан  айхосров II (правил 1236-1245). ј вместе с невестой ко двору султана прибыло множество христиан, в том числе и фрейлины невесты.
 
“ак вот, наша госпожа “амар с храмовой фрески вполне могла быть одной из знатных девушек, составл€ющих свиту невесты. Ќо другие историки даже более смелы в своих предположени€х, они считают, что “амар, построивша€ храм св€того √еорги€ и “амар, жена султана  айхосрова II - это одно и то же лицо. ≈сли это так, то истори€ становитс€ ещЄ более интригующей. ¬едь султанша “амар была дружна с великим поэтом и мусульманским мистиком ƒжалаледдином –уми (1207-1273) и сама входила в его знаменитый суфийский орден под именем √урджи ’атум (√рузинской ƒамы).  о времени росписи церкви св€того √еорги€ султанше “амар должно было быть 58-60 лет. ќчень жаль, что на фреске пострадал ее лик. ƒело в том, что она приходилась родной внучкой самой великой царице √рузии “амаре (1166-1213). ћожно было бы сравнить черты лица нашей “амар и ее знаменитой бабки.
 
» про султана. ≈щЄ одно интересное совпадение. ≈сли на росписе в церкви св€того √еорги€ действительно жена  айхосрова II, то изображенный р€дом султан √и€с ал-ƒин ћасуд II - это ее плем€нник. “огда его ло€льность к христианам обосновываетс€ со всей очевидностью. 
Ќа самом деле «благородный и великий султан ћасуд» имел мало реальной власти. ≈го досто€ние было разделено, и он был не в силах контролировать бесконечный приток все новых тюркских кочевых орд. √орделивый султанат –ум просуществовал лишь четыре года после его смерти.
Ётот султан –ума €вл€л собой образец мудрого правител€ полиэтничного государства. јрабские хроники говор€т о нем как о пор€дочном человеке, привод€ в пример его смерть: чтобы «не потер€ть лицо» из-за давлени€ кредиторов, он прин€л €д.
 
ƒругой предсто€щий св€тому √еоргию - православный грек (или христианский потомок рода ƒанишменд), облаченный в костюм знатного сельджукского вельможи.
 
¬аще-то, крыша конечно, едет капитально: на земле сельджуков, в «православном» ущелье вырублен храм св€того √еорги€ ѕобедоносца: его донатор - грузинка / султанша / исламский мистик / благочестива€ христианка;  «¬ одном строю» сто€т праведный султан-мусульманин, возглавл€ющий благодарственный текст, и византийский император!
 
„то касаетс€ «√осподина јндроника», то его правление было просто перечнем несчастий. ќн был набожным, умным и воспитанным человеком, а его министры отличались высочайшими интеллектуальными качествами. ѕод их просвещенным правлением византийское искусство достигло своего последнего великого цветени€, но ни јндроник, ни его министры были не в силах остановить безысходный и пугающе быстрый закат империи. ¬ступив на трон, јндроник все еще сохран€л контроль над обширными анатолийскими провинци€ми, простирающимис€ от ¬ифинии до долины ћеандра, но, когда он умер в 1332 году, от всего этого богатства остались лишь два города – Ќикомиди€ и ‘иладельфи€. ¬изантийцы сохран€ли  онстантинополь и несколько маленьких провинций в ≈вропе, но без јнатолии их импери€ была империей лишь по имени и говорить об јндронике II, как об «»мператоре –омеев» можно было, лишь сохран€€ ностальгическую фикцию. ¬ столице мудрецы обдумывали непостижимые капризы ‘ортуны (Tyche). Ѕлагочестивые и простые люди верили в то, что √осподь должен восстановить империю и принести мир миру, но этому не суждено было сбытьс€.
Ќе было ангела, который спустилс€ бы с небес и изгнал турок «об одиннадцатом часе».
» всЄ же насколько печальна и беспросветно тосклива эта надпись в храме —в€того √еорги€!
ќна €вл€ет нам мир на грани исчезновени€...
„тоб отвлечьс€ от грусных мыслей - еще несколько фотографий...
 

Ёто бытовой фрагмент - как всЄ это снималось.

4558540_ (480x640, 243Kb)

 

ј вот ещЄ √еоргий ѕобедоносец

церковь —в.√еорги€

¬от он - поближе, лошадку видно, добра€ лошадка.

4558540_Sv_voin (700x525, 308Kb)

‘рагмент утраченной росписи - там что-то с корабликами, мне не удалось разобрать.

церковь —в.√еорги€

≈ще один св€той всадник

церковь —в.√еорги€

» вот - св€той воин

церковь —в.√еорги€

¬ид из храма на долину

церковь —в.√еорги€

¬оистину, пути √осподни неисповедимы...

 

материалы

Demir. N.Valley of Ihlara and its Churches. Ankara, 1992. 

http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/812/

 

—ери€ сообщений "’рамы долины »хлара":
„асть 1 - »хлара.  емер  илисе
„асть 2 - »хлара. јгачалты  илисе
„асть 3 - »хлара. ÷ерковь гиацинтов
„асть 4 - »хлара. ÷ерковь —в€того √еорги€.  ирк ƒамалти, Kirkdamalti Kilise
„асть 5 - »хлара. яланлы  илис, Yilanli Kilise, «меина€ ÷ерковь
„асть 6 - »хлара. Ёгри “аш
„асть 7 - »хлара.  окар  илис

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Ћанс_который_всЄ_рав   обратитьс€ по имени „етверг, 11 јпрел€ 2013 г. 00:55 (ссылка)
–ебз€, как классно! ћќЋќƒ÷џ!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку