-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »хлара

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2011
«аписей: 22
 омментариев: 21
Ќаписано: 67

»хлара. јгачалты  илисе

—уббота, 30 ћарта 2013 г. 20:07 + в цитатник


фотографии ¬ладимир Ўкондин
каппадоки€ ихлара агачалты _2868


≈щЄ одна церковь из долины »хлара - Agacalti Kilise - ÷ерковь под деревь€ми. —ама€ удивительна€ и празднична€. ќна отличаетс€ не только от всех остальных местных храмов – но и от других церквей византийского мира вообще.

¬ырублена она в форме креста с центральным куполом и первоначально имела три уровн€, но два из них разрушились. ’рам утратил свою алтарную часть, котора€ откололась и свалилась в поток речки ћелендиз, протекающей под ним. ¬ход раньше был с южной стороны, но оказалс€ заваленным, и теперь попасть сюда можно с востока, да, со стороны утраченного алтар€.. .ј фрески частично сохранились.
÷ерковь поражает воображение роспис€ми – €ркими, радостными, исключительно праздничными. –исунок – весь светитс€ и сделан по ослепительно-белому гипсу – не утратившему своей белизны по меньшей мере – тыс€челетие (!). » остаЄтс€ только изумл€тьс€ мастерству художника - и скорости, с которой он работал - ведь гипс застывает очень быстро.
¬ храме почему-то сразу вспоминаетс€ - что вверху, вокруг каньона лежит вечна€, спокойна€ и бескрайн€€ степь, и купол открываетс€ не в небеса, а в толщу гигантской скалы, и, наверное, поэтому - жизнь в этих фресках кажетс€ совсем какой-то - первоначальной, рассуждени€ и умствовани€ тут - совершенно неуместными, а Ѕог предстаЄт - простым и близким.

каппадоки€ ихлара агачалты 2866

√оворила уже в посте о Sumbullu Kilise, о непривычной приближенности персонажей росписи – некоторые из них наход€тс€ пр€мо на уровне глаз – и сплошным ковром роспись стремитс€ к куполу ввысь. “ака€ «ковровость», когда стены и своды сплошь украшены фресками, развертывающимис€ в виде фризовых лент, заставл€ет воспринимать храмовое пространство по-особому. ¬ столичных константинопольских храмах живописные изображени€ занимают своды либо верхние части стен, благодар€ чему «сохран€етс€ строга€ архитектоничность пространства» %), а здесь росписи, наподобие орнаментального ковра, покрывают все своды и стены. ќх, обидно, искусствоведы вид€т в этом «крайнюю беспомощность в композиционных построени€х», «плоскостной характер» «бедного монашеского искусства» (¬.Ќ.Ћазарев) - в таких оценках они ориентируютс€ на западное искусство, в котором «сопричастность» зрител€ изображенным событи€м минимальна или вообще отсутствует. ќни легко забывают, что архитектура в православии есть материальное, телесное условие духовных процессов. “ут - незримый, но реальный мир - окружает со всех сторон, и изображени€ - только знаки его.
∆ивопись стремительной скорописью обегает стены и своды.  олорит состоит из п€ти колеров: оранжевый сурик, желта€ охра, голубовато-зеленый, черный (предположительно, что это почерневша€ киноварь) и белила.  раски нанесены тонким слоем, кое-где различимы мазки кисти - пр€мо вот следы шерстиночек заметны. ќрнаменты росписи храма выполнены по графье. ј всЄ остальное написано без предварительных контуров, сразу, без черновой прорисовки. ¬ ликах лишь слегка подчеркнуты овал лица, линии носа, бровей и век, причем сделано это поверх цветовых п€тен живописи. »спорченному вкусу, ожидающему тщательности, присущей миниатюре, это может показатьс€ небрежностью. »ли наивностью, граничащей с грубостью. Ќо колористическа€ точность и оригинальность каждого решени€, виртуозное владение не только технологией, но и техникой, подсказывают внимательному зрителю, что здесь другое. » не только колорит и мастерство. ќт этих росписей даже у далекого от вопросов веры и искусства человека буквально захватывает дух. Ќа них невозможно нагл€детьс€ .
¬ центральном куполе - уникальное ¬ознесение ’ристово, выполненное в экспрессивном стиле €сной простоты и стремительной полЄтности.

каппадоки€ ихлара агачалты вознесение в куполе

ќбраз ¬ознесени€ передает радость о ’ристе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе.
÷ентр храма – образ вознос€щегос€ √оспода, в мандорле, космической, усыпанной звЄздами, вокруг которой располагаютс€ ангелы. »х сложные позы создают впечатление ритмичного движени€, почти танца, задают ритм и создают динамику всех остальных изображений. —паситель - в самой середине купола, как бы вписанный в небесный свод со звездами, который кажетс€ живым.
„то неизменно во всех иконах и роспис€х ¬ознесени€, относ€щихс€ к самым разным временам, это безусловное, не имеющее, кажетс€, исключений, присутствие ћатери Ѕожией и ≈Є участие в празднике. » здесь - фрески нижней части храма сюжетно св€заны, в основном, с Ѕогородицей.
ёжна€ часть креста, который представл€ет собой храм в плане, как бы южного крыла этого крылатого храма))) - осенена со свода великолепным крестом с восьмиконечными звЄздами, и на стенах представл€ет Ѕлаговещение, –ождество и ѕоклонение волхвов.

каппадоки€ ихлара агачалты 2864_

¬ древних сюжетах –ождества мен€ всегда привлекало изображение вот такого круга слоистого - видите, тут - серый он, написан в верхней части входа в ¬ифлеемскую пещеру …

»нтересно, что это могло бы быть. ≈щЄ на этом фрагменте можно увидеть »осифа, и волхва √аспара, и есть очень милый ослик - как раз у морды его этот самый круг загадочный.


¬ северном крыле церкви располагаютс€ в один €рус композиции Ѕегство в ≈гипет,  рещение и ”спение Ѕогоматери.

каппадоки€ ихлара агачалты _2870

 рещение (по центру) большей частью утрачено, едва различимы фигура »оанна ѕредтечи и воды »ордана, а также часть крыла ангела слева. Ѕегство в ≈гипет (справа) представл€ет собой четырЄхфигурную композицию: в центре Ѕогоматерь с младенцем на осле, слева от нее »осиф в виде седого человека в длинном оде€нии с посохом в руках. ќсла ведет под уздцы »аков, брат Ѕожий с небольшой котомкой на плече. ѕрисутствие сына »осифа – характерна€ каппадокийска€ особенность иконографии.
”спение Ѕогоматери тоже своеобразно. »зголовье ложа развернуто в правую сторону, вопреки традиции, помещающей изголовье слева. ” ложа Ѕогоматери изображен сид€щий ’ристос, а у изголовь€ стоит с пальмовой ветвью в руках апостол »оанн.

каппадоки€ ихлара агачалты успение два христа

¬ левой части композиции изображен сто€щий ’ристос с душой Ѕогоматери в руках. «а его спиной помещен ангел. ”дивительно повторение-удвоение образа ’риста, сид€щего и сто€щего…

≈щЄ раз повторю, что в сюжетах каппадокийских церквей значительное место занимают ¬идени€.  ажетс€ - сам воздух здесь насыщен мистикой - светлой и радостной. Ќебесные силы - присутствуют везде - они символически изображены в виде многочисленных глаз и глазков, вписанных в орнаменты и сюжетные изображени€ (тут пару моих фоток - технических).



»оанн в «ќткровении», (глава IV) говорит о четырех животных, исполненных очей спереди и сзади. «» каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». ¬ видени€х пророков »сайи и »езекиил€ тоже говоритс€ о животных, исполненных очей, а пророк ƒаниил (ƒан. 7, 10) говорит о тыс€чах тыс€ч, о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов.

¬ св€зи с этой «глазастой» темой вспоминаетс€ любимое турецкое украшение-оберег - назар бонджук, т.н. «глаз ‘атимы». ќн в “урции повсюду: в автобусах


 

и такси, в отел€х и в банках, в магазинах и в жилых домах. ≈го изображение можно увидеть на посуде, одежде, пепельницах, им украшают брелки дл€ ключей или вплетают в украшени€…ј вдруг это как-то св€зано?)))
ќсобое значение имеет насыщенный символикой образ таинственных «многоочистых» колЄс (офаним; особый разр€д ангелов) - они тут везде тоже. ¬ ¬етхом завете ( нига пророка »езекиил€) они отождествл€ютс€ с херувимами.  олЄса описаны с «высокими и страшными» ободь€ми, полными глаз, устроенными как «колесо в колесе» и двигающиес€ во все стороны. ¬от эти колЄсики вокруг креста.




Ќа своде западного крыла расположен большой крест, целиком состо€щий из орнаментальных фрагментов. ≈го четыре пол€ также заполнены орнаментом.

каппадоки€ ихлара агачалты _2865_

Ѕоковые стороны крыла расписаны сложной плетЄнкой, включающей медальоны с крылатыми львами фантастического облика. (и этот с колЄсиком тоже)

ѕророк ƒаниил изображен здесь в позе оранта (с молитвенно подн€тыми вверх руками) , в окружении двух симпатичных львов. (јх, и сколько глаз)))

каппадоки€ ихлара агачалты даниил со львами

—южет «ѕророк ƒаниил во рву львином» воспринималс€ как прообраз ’риста во гробе. „удо во рву львином совершилось потому, что √осподь был ос€заемо близок, и перед ≈го взгл€дом угасали мученические костры, тупились мечи палачей, делалось водой раскалЄнное олово, вспыхивали залитые водой дрова и вот - становились ласковыми кисунчиками и покорно ложились к ногам св€того свирепые львы.
ќтсюда не хочетс€ уходить. ќсобенное чудо и энерги€ этого храма, с его детской чистотой и силой, с гор€чей страстью и верой - не отпускают.

каппадоки€ ихлара агачалты _2871

» окидыва€ прощальным взгл€дом храм, вдруг понимаешь самое главное, и не сразу как-то доходит до сознани€: потр€сающе, насколько уверенно всЄ это расписано. Ѕез сомнений и раздумий. » эти полЄтные, уверенные (какое хорошее слово дл€ укрепленного в вере человека) линии и краски остаютс€ в пам€ти как живое, радостное и художественное свидетельство истины.

 

материалы:
¬изантийский мир. ’рамова€ архитектура и живопись. “. ¬ельманс, ¬.  орач, ћ. Ўупут. ѕод. ред. ћаневича ». Ѕелый город, 2006
¬.  урбатов. «аписки русского путешественника. јмфора, 2009
Ћазарев ¬. Ќ. »стори€ византийской живописи
–осписи церкви ѕресв€той Ѕогородицы (Ёгри “аш) IX-X веков в долине »хлара   вопросу о восточно-христианской традиции в живописи  аппадокии : ƒисс.канд.искусствоведени€ : 17.00.04. —ѕб. 2003 138 с
http://www.pravenc.ru/text/171183.html
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=101&start=1

—ери€ сообщений "’рамы долины »хлара":
„асть 1 - »хлара.  емер  илисе
„асть 2 - »хлара. јгачалты  илисе
„асть 3 - »хлара. ÷ерковь гиацинтов
„асть 4 - »хлара. ÷ерковь —в€того √еорги€.  ирк ƒамалти, Kirkdamalti Kilise
„асть 5 - »хлара. яланлы  илис, Yilanli Kilise, «меина€ ÷ерковь
„асть 6 - »хлара. Ёгри “аш
„асть 7 - »хлара.  окар  илис

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку