-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »хлара

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.08.2011
«аписей: 22
 омментариев: 21
Ќаписано: 67

ћистика »хлары. —имволика пещеры

—реда, 04 јпрел€ 2012 г. 17:26 + в цитатник

                                                                                                                                                                               автор поста: ZnichKa

 »хлара - небольша€ деревенька в  аппадокии, недалеко от јксара€, в “урции. “ут расположено одно из самых необычных и интересных мест этой страны - долина »хлара, каньон, в скалах которого наход€тс€ многочисленные церкви. » очень удачное место - чтобы продолжить, наконец, тему «сакральных пространств» и св€щенных сооружений.  “ак вот, чтобы научитьс€ понимать и чувствовать храмовое пространство, следует начать – от печки, да))), от очага в домах первых христиан, где поначалу собирались общины… » от пещер, из которых, по сути, и вышло христианство.


ѕещера – древнейший символ, мощный архетип. ƒвойственный. —имвол укрыти€, вместилища и как один из символов аида, преисподней. «рение и разум в пещере вытесн€ютс€ ощущени€ми, она есть олицетворение чувств, противосто€щих разуму. »нтересно, у ѕлатона образ пещеры св€зываетс€ с незнанием: люди, вер€щие в реальность чувственного мира, уподобл€ютс€ обитател€м пещеры, которые считают, что видимые ими тени вещей есть подлинна€ реальность. ѕещера одновременно предстает и как место рождени€, и как могила - начало и конец вс€кого быти€. ѕещера может рассматриватьс€ в качестве образа опасности (поскольку это место обитани€ хтонических существ) и одновременно убежища от опасности. ¬ средневековой живописи пещера символизировала человеческое сердце как духовный центр.

—имволика пещеры как могилы св€зана с избранничеством, так как не все одновременно и одинаково могут прин€ть новое рождение. Ќекоторые достигают нового рождени€ путем длительного накоплени€ сил, невозможности преодолени€ возникших на пути преп€тствий и опасностей заблудитьс€. »менно так описывают свое путешествие по мирам шаманы.
ќбраз пещеры св€зан с несколькими важными космологическими представлени€ми. ѕрежде всего с представлением о рождении, о лоне земли, переходе от тьмы к свету. Ќо одновременно пещера-земл€ принимает в себ€ человека. ¬ этом случае происходит переход от света к тьме. ѕещера открывает вход в подземный мир, €вл€етс€ началом странствований по нему, одновременно она – место проведени€ инициаций, которые означают второе рождение, подобное переходу от мрака к свету. –ождение и смерть – два состо€ни€, которые осуществл€ютс€ в темноте.

—имволика пещеры как бы дополн€ет символику горы.
√ора -знак “осевой” или “пол€рной” символики, созданной самой природой: гора хорошо видима издалека, доступна дл€ достижени€, а пещера, скрыта€ в лоне горы, доступна лишь малому числу знающих о ее существовании и может быть обнаружена непосв€щенными лишь случайно.
√ора – символ небесного мира, а пещера приобрела значение его духовного центра. “аким образом, модель мира мен€етс€. ќна приобретает центрический характер, причем центр этот оказываетс€ тщательно защищенным.
ѕродолжа€ подобную двоичную систему отсчета, можно охарактеризовать гору как мужской символ, а пещеру – как женский. ѕоэтому соединение мужского и женского начал моделировало и сам акт рождени€ космоса в его макро- или микровариантах.
√рафически гора изображалась в виде равностороннего треугольника вершиной вверх, а пещера – вершиной вниз.


“акой орнамент очень часто встречаетс€ и в  аппадокии и представл€ет собой наполовину совмещенные между собой ромбы с общей точкой посредине – гора и пещера или космос с про€вленным центром. “акой же орнамент есть и на наших слав€нских вышивках, и много-много где еще)))
’ристианские пещеры интересны и тем, что пространство в них – не отгороженное-отстроенное от внешнего мира, а буквально выцарапанное и одухотворенное, оживленное молитвой и согретое теплом фресок… “о есть храмовое пространство в идеале, в исходнике.  —огласно учению византийских исихастов, свет про€вл€етс€ материально и духовно, составл€€ единственно реальное св€зующее звено между материальным и духовным мирами.
» еще всегда пещеры – это кладбища. — пещерными храмами в катакомбах так и получаетс€ игра слов: храм - хоромы - хоронить. Ќе хоронили при храме, а наоборот, строили храм на могиле…
 онечно, самые знаменитые – римские катакомбы.

ѕрот€женность галерей в римских катакомбах, по скромным оценкам, составл€ет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. ¬ этих галере€х и отдельных погребальных камерах, насчитываетс€ от 600 тыс. до 800 тыс. захоронений. –аспространено мнение, что первые христиане укрывались от гонений в шахтах камеломен, но стоит только рассмотреть вопрос подробнее – и там обнаруживаютс€ именно специально выстроенные храмы, где пр€мо на могилах совершалась ≈вхаристи€. » близость к мощам мучеников при этой —в€щенной “рапезе исторически соблюдаетс€ на прот€жении веков. —в€та€ трапеза означает так же и престол.  “радици€ совершать богослужени€ и ≈вхаристию в присутствии мощей св€тых мучеников сохранилась в ѕравославной и  атолической ÷ерквах и по сей день
¬  аппадокии - удивительно всЄ. Ќа территории, раскинувшейс€ с севера на юг на 120 км, а с запада на восток почти на 70, находитс€ неисчислимое и неисчисленное пока число пещерных церквей, маленьких и не очень, келий, хоз€йственных монастырских помещений. Ќавскидку, из того, что уцелело и сейчас можно увидеть, пусть в руинах, их дес€тки тыс€ч (!) храмов с роспис€ми, хот€ бы их остатками, почти п€тьсот.

 то это создал и как? «ачем монахи шли сюда чуть не со всех концов тогдашней православной ойкумены? „то их влекло? „его им не сиделось в насиженных местах? » почему так много здесь церквей?


» никакие известные  факты не объ€сн€ют странной любви огромного числа людей к затворничеству в тесном соседстве. ’от€ крупные монастырские поселени€ не редкость. » не только в христианской традиции. ќсобые свойства местности, ощущаемые вначале небольшим числом избранных, по мере освоени€ станов€тс€ прит€гательными дл€ многих. »удейска€ и Ќитрийска€ пустыни, јфон и ћетеоры подтверждают подобную мысль. Ќо в перечисленных местах количество монастырей, храмов и отдельных келий, все же, намного меньше.
≈щЄ из мистического:  аппадоки€ находитс€ на долготе —в€той земли, »ерусалима. “аких мест в христианском мире не так уж много. —амым северным из них €вл€етс€ —оловецкий монастырь, а самым южным - св€щенный монастырский остров на озере “ана в Ёфиопии. » напомню, что первый на –уси монастырь был основан в IX (!) веке, больше чем за сто лет до ее крещени€, на острове посреди ƒнепра, как раз на том самом меридиане. Ќа карте видно, что ƒнепр совершает крутой изгиб, чтобы достичь этой географической координаты. ћы знаем, что патриарх Ќикон искал место дл€ расположени€ Ќового »ерусалима на запад от ћосквы именно по причине приближени€ к меридиану »ерусалима. Ќемного не хватило.   тому же, за »строй были традиционно земли “верской и Ќовгородской епархий. ƒумаетс€, речь идет об иконе —в€той земли, где мистика места обеспечивает необходимую сакрализацию пространства.
√оворила как-то, что объектом творчества православного художника становитс€ не окружающа€ действительность, а идеальный мир вечных прообразов. —огласно учени€м византийских мистиков, единый источник света (благодати), сообщенного человеку, помещалс€ внутри него. јвторитетные богословы утверждали, что этот божественный свет можно видеть.  » в пещере – виднее)
јх, а сами росписи поражают какой-то победностью, силой и уверенностью, и ещЄ - динамикой.

 ¬ этой простоте, кажущейс€ наивной, чудесна€ способность убеждени€, реальности нереального...

 ѕолной неожиданностью дл€ мен€ стала сама атмосфера этих пещерных пространств. —разу, легко и непринужденно отсекаютс€ все искусствоведческие байки о «образовательной» программе росписей храмов и их просвещенческой направленности. ѕри входе в пещеру, расписанную фресками, хот€ бы и поруганными и разрушенными - всЄ равно сразу попадаешь в «иной мир». Ќикакого просвещени€ - просто ты уже там. Ќебольшие и очень концентрированные пространства храмов »хлары убеждают, что вот он - «иной мир» - р€дом, вокруг, на рассто€нии выт€нутой руки. » всЄ вокруг - странное, но родное, незнакомое, но пон€тное - одновременно.
» мир за пределами пещеры тоже начинает восприниматьс€ иначе…

(продолжение следует)

материалы:

"ћифы народов мира" Ёнциклопеди€. “.2./ “окарев; ћ. Ѕольша€ –оссийска€ энциклопеди€, 1997

http://poisonedtea.com/malta/ru/index.html

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8610.php

http://mystudies.narod.ru/library/g/golubtsov/a-22/6.html

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку