Глоссарий

Амво́н — в раннехристианской церкви - возвышение для чтецов св. Писания и произносившего проповедь. Сначала располагался в середине храма, с XV в. — на севере. В настоящее время А. - выступ солеи, выдвинутый в центр храма. 

Акри́ты (греч. ακρίτες) — особое сословие в Византийской империи, представлявшее собою организованные общины свободных крестьян-воинов, поселения которых располагались в окраинных районах Малой Азии. Их деяния вдохновили население Византии на создание Дигенис Акрит и цикла Акритских песен. Акриты являлись легкой пехотой, набираемой из местного византийского населения. Apelatai под руководством Никифора II Фоки, действовали в качестве мародёров, разведчиков и пограничников в постоянных войнах Византии с её восточными соседями. Кроме лёгкой пехоты, силы пограничников были дополнены легкой кавалерией, названной trapezitai или tasinarioi. В случае арабского набега (razzia) они поднимали тревогу, помогали в эвакуации местного населения в различные цитадели, а затем начинали набеги на противника до прибытия подкрепления. Офицеры акритов набирались из местной аристократии. (С.Б.Сорочан: воин-пограничник, независимый византийский мелкий землевладелец, получавший землю и право на налоловые льготы в обмен на обязанность защищать границы от набегов сначала арабов, а позже сельджуков.)

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток.

Деревня Белиси́рма  — деревня целиком вырезана в скалах. Во времена раннего средневековья в ней была известная медицинская школа, где не только лечили людей, но и разрабатывали технику мумификации. По приказу сельджукского султана Kiliсarslan II медицинскую школу перенесли в Аксарай. А найденная в долине Ихлара мумия женщины выставлена в археологическом музее в Нигде (Nigde).

Мука́рнас  — так называемые соты или сталактиты (перс. مقرنس‎, исп. muqarnas от араб. مقرنص‎), сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных нишек, свод из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов. Архитектурное изобретение времен Арабского халифата. Cталактиты (по-арабски мукарнас, мукарна – лепнина) эти напоминают разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя. Мукарнас могут имеють, в первую очередь, функциональное значение - они поддерживают выступающие формы, располагаясь в основании куполов, сводов, в нишах, под карнизами, на капителях колонн.Переход от куба к куполу осуществляется не при помощи парусов (как в Византии), а рядами «консольных нишек», образующих форму сталактита. Рельеф очень необычный, и уникальный, и запоминающийся, создает исключительно тонкую игру светотени. Вся специфическая символика геометрических форм исламской архитектуры выражает во внешних формах определенный внутренний смысл, и любая архитектурная целесообразность — имеет духовное значение. «Сталактиты или мукарны представляют отражение небесных архетипов в дольнем мире, нисхождение небесной обители к земле и кристаллизацию небесной субстанции или эфира в земные формы». Сейид Хоссейн Наср. Исламское искусство и духовность.


Ора́нт, ора́нта - (лат. orans — «молящийся») молитвенная поза, известная с ветхозаветных времён. Молящийся предстает с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу. Эта молитвенная поза в настоящее время считается исключительной прерогативой священников.

Офани́́м - (евр. 'ôphanîum — «колёса»), в послебиблейской иудаистической мифологии один из десяти (по другим вариантам - двенадцати) разрядов ангельской иерархии. Образ офанима, формировавшийся в тесной связи с общей символикой круга, восходит к описанию богоявления пророком Иезекиилем. Описываемые здесь таинственные самодвижущиеся колёса с ободьями, полными глаз (Иезек. 1, 15-20; 10, 12- 13), традиционно истолковываемые как символ божественного всеведения и всевидения, в апокрифической книге Еноха предстают как ангелы, окружающие вместе с херувимами и серафимами охваченный вечным огнём хрустальный трон бога; они «не дремлют и охраняют трон его славы» среди тысяч и десятков тысяч других ангелов (71, 7). Раввинистическая традиция помещает омфанимов вместе с серафимами и хайот («жизни») на седьмое небо, где обретаются праведники, святые, ангелы-прислужники и трон славы. Позднейшие предания варьируют лишь место, какое офанимы занимают по отношению к другим ангельским чинам, отводя им обычно второе место после серафимов. Во главе омфанимов ставится ангел Офаниэль, который, однако, от них отделяется и в качестве блюстителя лунного круга вместе с ангелом-хранителем круга солнечного, а также хранителями планет и звёзд помещается ниже семи небес - в т. н. Велоне. Каббалистическая традиция ставит над офанимами наравне с Офаниэлем архангела Рафаила.Токарев, С.А.: Мифы народов мира. Энциклопедия.
О связи четырех животныхс колесами, устройстве офанимов и механизме их движения см. например, А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга пророка Иезекииля.
Метафизически символизм офанима можно рассматривать как «часть годового календарного символизма, изначальный смысл которого в том, чтобы увидеть временное как пространственное, а пространственное — как временное. Видение "колес с очами", «офаним» у Иезекиля относится к этому же символизму» А.Дугин. Метафизика Благой Вести.

Амво́н — в раннехристианской церкви - возвышение для чтецов св. Писания и произносившего проповедь. Сначала располагался в середине храма, с XV в. — на севере. В настоящее время А. - выступ солеи, выдвинутый в центр храма. 

Акри́ты (греч. ακρίτες) — особое сословие в Византийской империи, представлявшее собою организованные общины свободных крестьян-воинов, поселения которых располагались в окраинных районах Малой Азии. Их деяния вдохновили население Византии на создание Дигенис Акрит и цикла Акритских песен. Акриты являлись легкой пехотой, набираемой из местного византийского населения. Apelatai под руководством Никифора II Фоки, действовали в качестве мародёров, разведчиков и пограничников в постоянных войнах Византии с её восточными соседями. Кроме лёгкой пехоты, силы пограничников были дополнены легкой кавалерией, названной trapezitai или tasinarioi. В случае арабского набега (razzia) они поднимали тревогу, помогали в эвакуации местного населения в различные цитадели, а затем начинали набеги на противника до прибытия подкрепления. Офицеры акритов набирались из местной аристократии. (С.Б.Сорочан: воин-пограничник, независимый византийский мелкий землевладелец, получавший землю и право на налоловые льготы в обмен на обязанность защищать границы от набегов сначала арабов, а позже сельджуков.)

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток.